Не пропусти
Главная » Льготы молодым семьям » Критерии нуждаемости при переходе на адресные выплаты детских пособий в регионах страны в 2017 году

Критерии нуждаемости при переходе на адресные выплаты детских пособий в регионах страны в 2017 году

Принцип адресности и нуждаемости при выплате детских пособий в регионах

Еще в начале 2015 года на заседании президиума Госсовета РФ по социально-экономической ситуации в регионах Президент озвучил директивы относительно дальнейшего развития социальной политики страны на основании критериев нуждаемости для адресного предоставления пособий и иных государственных выплат.

Адресность предполагает выплату помощи из средств бюджета только семьям или отдельным гражданам, испытывающим нужду из-за низкого дохода. Закономерно ожидать от предложенного принципа экономию бюджетных средств с сохранением поддержки гражданам, которые в ней действительно нуждаются.

Между тем, пока задача разрабатывать детально критерии адресности и внедрять их применение на практике возлагается на руководство каждого региона в отдельности. В отношении региональных детских пособий адресность и нуждаемость уже сейчас реализуется самыми разнообразными способами.

Критерии нуждаемости при переходе на адресные выплаты детских пособий в регионах страны в 2017 году

Категориальный и адресный подход к назначению социальных выплат

В оправдание адресного принципа озвучивается мысль, что категориальный (общий) подход, разработанный в СССР и применяемый по настоящее время, давно себя не оправдывает, а весь цивилизованный мир давно пользуется комбинацией категориальности и адресности.

При этом выплаты, нацеленные на поддержание демографической ситуации и социальную поддержку семей с детьми, по действующему сейчас федеральному законодательству пока не предусматривают назначение по принципу нуждаемости.

В целом при назначении мер социальной поддержки по адресному подходу следует придерживаться принципа заявительной инициативы со стороны нуждающегося гражданина:

  • он должен заявить о своей нужде, если считает, что действительно имеет право получать пособия и выплаты;
  • задача органов социальной защиты при этом — проверить его нуждаемость по определенным показателям (критериям).

В Минэкономразвития введение новых принципов социальной политики и фактическую отмену выплаты пособий и предоставления социальных льгот по категориям в целом одобряют, однако призывают делать это более разборчиво.

Для практической реализации адресного подхода главам субъектов федерации было поручено составить антикризисный план с установлением принципов оценки граждан, удовлетворяющих критерию нуждаемости. Как к реализации этой задачи на практике подошли регионы?

Как показала практика, на местах данную задачу все поняли по-своему. Руководящий состав многих регионов попросту принял решение полностью ликвидировать большинство действующих социальных выплат, заменив их на пособия малообеспеченным для максимального снижения бюджетного дефицита.

  • Курганская область перестала выплачивать единовременную сумму на рождение или усыновление детей, в том числе сирот и детей-инвалидов (791 рубль, 20 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно). Однако при этом в полном объеме продолжается выплата регионального материнского капитала в размере 350 тыс. рублей.
  • Руководство Ярославской области посчитало нужным отказаться от региональной единовременной выплаты при рождении второго и последующих детей, а также не оказывать дополнительную помощь беременным, ставшим на учет в женской консультации на ранних сроках.
  • В нескольких субъектах РФ приостановлены выплаты на питание детей из социально уязвимых семей. С другой стороны, в Кировской области введены дополнительные адресные выплаты для предотвращения рисков недоедания.
  • Некоторые области обеспечивают детей бесплатным молоком и возмещают 30% отплаты за детсад лишь семьям, имеющим среднедушевой доход менее прожиточного минимума. По такому же критерию бесплатный проезд для школьников, медицинские препараты детям 3-6 лет и возмещение 50% на оплату услуг ЖКХ оставили лишь многодетным семьям.
  • Во многих регионах бесплатные обеды в школе выдаются только школьникам из малообеспеченных семей и инвалидам.
  • Саратовская область за счет урезания соцвыплат планирует сэкономить 400 млн. рублей. Возможно, в этом регионе полностью отменят компенсации за оплату детсада, которые составляют соответственно 20%, 50% и 70% на первого, второго, третьего и более детей.

Проблемы в разработке единых критериев нуждаемости

К определению семей, которым действительно нужны меры социальной поддержки, в регионах применяется вариативный подход. Для определения тех, кто оказался за чертой бедности, используют разные показатели:

  • среднедушевой доход по области или краю;
  • однократный размер прожиточного минимума;
  • его сумма, умноженная на коэффициенты 1.5, 2 и даже 2.5 (размер коэффициент зависит от соотношения поступлений в бюджет и дефицита финансов в регионе).

Например, несколько областей оставили возможность детям из многодетных малообеспеченных семей получать бесплатные завтраки и не платить за проезд. Но где-то малообеспеченность — это один прожиточный минимум на человека, а где-то — полтора. В Санкт-Петербурге подошли к вопросу с другой стороны. С начала 2016 года дополнительное ежемесячное детское пособие будет выплачиваться только служащим бюджетной сферы, у которых есть двое и более детей.

По приведенным примерам можно сделать вывод, что некоторые регионы вообще не хотят просчитывать коэффициенты и заниматься какой-либо соцподдержкой, из-за чего и сокращены до нуля многие пособия. Возможно, происходит это из-за недостаточно четкого определения социальных целей и соотношения показателей «экономия бюджета — соцподдержка».

Процесс разработки критериев для адресной поддержки населения еще не завершен. Формально, по словам Президента, социальные программы не отменяются. Однако фактически это выглядит немного иначе.

Отсутствие указаний урезать определенный процент от проводимых ранее соцвыплат — это, скорее, хорошо. Но не начнут ли регионы соревноваться между собой в том, кому больше удастся сэкономить? С другой стороны, показать слишком большую и стремительную экономию — значит, выявить несостоятельность предыдущей политики в плане соцподдержки.

По поводу критериев адресности и нуждаемости руководствам регионов была дана полная свобода. Более того, их полномочия в установлении адресных мер социальной поддержки вскоре могут быть расширены принятием ряда поправок на уровне федеральных законов.

Уже сейчас признаки нуждаемости могут существенно отличаться даже в соседних областях. Это способно вызвать здоровое недовольство граждан, не получивших материальную помощь, тогда как их товарищам или родственникам из соседнего города повезло больше.

Важным является также вопрос популяризации программы, технической возможности ее воплощения и информирования населения. Как нуждающаяся семья, живущая в отдаленной местности, узнает о своих правах и сможет «выбить» соц. доплату? Опять же, из отдаленных сел тяжело добираться и подавать заявление.

Скорее всего, сэкономить получится. Однако адресную помощь получат далеко не все нуждающиеся, даже подходящие под региональные критерии.

В нашем обществе многие семьи с детьми относятся к таким, которые зачастую живут если не на грани нищеты, то на пороге бедности. Лишать их детских пособий выглядит просто безумием. Куда качнется маятник реформ в данном случае? Урежут ли пособия на детей или снимут полностью, как это уже сделали в нескольких субъектах федерации?

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Детские пособия в Воронеже в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Воронежской области через Соцзащиту

Детские пособия в Воронеже и Воронежской области С 1995 года количество постоянных жителей области постоянно убывает. В связи со сложившейся демографической ситуацией, в области приняты социальные меры для поддержки жителей, имеющих детей, за счет средств из регионального бюджета.

Детские пособия в Архангельске в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Архангельской области через Соцзащиту

Детские пособия в Архангельске и Архангельской области Пособия на детей в Архангельской области, как и в других регионах РФ, делятся на две большие группы: федеральные и региональные.

Детские пособия в Пензе в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Пензенской области через Соцзащиту

Детские пособия в Пензе и Пензенской области В Пензенской области действуют федеральные и региональные детские соцпособия. Первые выплачиваются из государственной казны по категориальному принципу, независимо от материального положения семьи и других условий.

Детские пособия в Екатеринбурге в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Свердловской области через Соцзащиту

Детские пособия в Екатеринбурге и Свердловской области Как и в других субъектах РФ, в Свердловской области детские пособия делятся на две большие группы: федеральные и региональные.

Детские пособия в Ижевске в 2017 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в Республике Удмуртия через Соцзащиту

Детские пособия в Ижевске и Республике Удмуртия Как и в других регионах, в Удмуртии действует два вида пособий на детей: основные — федеральные (из госбюджета) и дополнительные — региональные (из местного бюджета). Бывают также социальные выплаты с частичным или полным субсидированием из госбюджета, однако в Удмуртии они не встречаются.

Детские пособия в Смоленске в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Смоленской области через Соцзащиту

Детские пособия в Смоленске и Смоленской области В 2017 году пособия на ребенка, выплаты и льготы в Смоленской области призваны решить две актуальные задачи: Меню для навигации по странице Улучшить демографические показатели, стимулировать родителей к рождению детей; Материально поддержать семьи, обеспечить им достойный уровень жизни в условиях кризиса.

Детские пособия в Томске в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Томской области через Соцзащиту

Детские пособия в Томске и Томской области Пособия семьям с детьми в Томской области призваны улучшить качество жизни родителям с детками. Пособия положены многим категориям населения.

Детские пособия в Ростове-на-Дону в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Ростовской области через Соцзащиту

Детские пособия в Ростове-на-Дону и Ростовской области В Ростовской области действует около 15 видов пособий семьям с детьми. Они делятся на группы, которые отличаются основаниями для оформления, источниками финансирования и частотой перечисления выплат.

Детские пособия в Московской области в 2017 году: единовременные и ежемесячные выплаты при рождении ребенка, малоимущим и многодетным семьям

Детские пособия в Московской области В Московской области (МО) разработано множество социальных выплат и пособий для семей с детьми, которые нуждаются в дополнительной материальной поддержке.

Пособия на детей в Челябинской области и Челябинске в 2017 году: сколько, как и где получить выплаты

Детские пособия в Челябинске и Челябинской области Челябинская область — уральский регион, находящийся на границе европейской и азиатской частей РФ. Рождаемость в регионе уверенно растет с 2000 года, а численность населения — с 2012 года.

Детские пособия в Ульяновске в 2017 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в Ульяновской области через Соцзащиту

Детские пособия в Ульяновске и Ульяновской области В 2017 году в Ульяновской области продолжает реализовываться комплексный проект «Забота». Его цель — обеспечить достойную жизнь каждой семье.

Детские пособия в Самарской области в 2017 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в Самаре и Тольятти через Соцзащиту

Детские пособия в Самаре и Самарской области Пособия на детей в 2017 году в Самарской области положены родителям дошкольников и школьников. Если федеральные выплаты выдаются преимущественно по принципу категориальности (например, на всех новорожденных, детей до 1.5 лет), то региональные выплачиваются избирательно, с применением принципов адресности и нуждаемости.

Детские пособия в Коми и Сыктывкаре в 2017 году через Соцзащиту и МФЦ

Пособия на детей в Сыктывкаре и Республике Коми Проводимая социальная политика и другие факторы поспособствовали повышению рождаемости в Республике Коми на 25% за последние 10 лет.

Детские пособия в Чите в 2017 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в Забайкальском крае через Соцзащиту

Детские пособия в Чите и Забайкальском крае Государственные детские пособия в регионе, как и на других территориях РФ, подразделяются на федеральные (выплачиваются из госбюджета) и региональные (из краевого бюджета). Если первые унифицированы для всей страны, то вторые имеют характерные для края особенности.

Детские пособия в Хабаровске в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Хабаровском крае через Соцзащиту

Детские пособия в Хабаровске и Хабаровском крае В регионе действуют все обязательные федеральные пособия, установленные на государственном уровне, а также собственные краевые (региональные). Федеральные пособия финансируются из государственной казны, их действующая система была введена с 2007 г. Региональные выплаты обеспечиваются на местном уровне.

Детские пособия в Липецке в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Липецкой области через Соцзащиту

Детские пособия в Липецке и Липецкой области Выплатам для семей с детьми в Липецкой области уделяется особое внимание. Помощь деньгами и льготами, исходящая от федеральных и местных властей, является хорошим подспорьем для семей с подрастающим поколением.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru