Не пропусти
Главная » Исскуство для души » О российской рок-опере, Музыкальный класс

О российской рок-опере, Музыкальный класс

О российской рок-опере

Словосочетание звучит, пожалуй, привлекательно. Манит необычностью, необыденностью, непохожестью. Такие вот у него внутренние посылы. Может быть, это от понятий рок-музыка, рок-культура, которые сразу настраивают на «протестную волну».

Но если вдруг придётся погрузиться в глубины и сущность вопроса о рок-опере, то вдруг выясняется, что информации и собственно музыки не так много, а вот неопределённости и туманности наоборот хватает.

О российской рок-опере, Музыкальный класс

Впервые сам термин появился в 60-е годы 20-го века в Европе, и связан с Питом Таундсеном (Англия), лидером рок-группы The Who. На обложке альбома «Томми» были начертаны слова — рок-опера.

Вообще ещё одна британская группа использовала это словосочетание раньше. Но поскольку альбом The Who имел хороший коммерческий успех, то вот Таундсену и отдали авторство.

Потом был «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Уэббера, ещё один рок-оперный альбом The Who, а уже в 1975г. в СССР прозвучала своя рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Журбина.

Правда, жанр своего произведения А.Журбин определил как зонг-оперу (песня-опера), но это исключительно потому, что слово рок в СССР, находилось под запретом. Такие вот были времена. Но факт остается фактом: четвертая по счету рок-опера родилась у нас. А пятёрку мировых рок-опер замкнула знаменитая «Стена» группы Pink Floyd.

Вспомним весёлую загадку: что получится, если скрестить… Вот и с рок-оперой примерно такая же ситуация. Потому что к 60-70 годы музыкальная история жанра оперы насчитывала 370 лет, а рок-музыка, как стиль едва ли существовала более 20.

Но видимо, рок-музыканты были очень смелыми ребятами, и брали в свои руки всё, что хорошо звучало. Вот и дошла очередь до самого консервативного и академического жанра: оперы. Потому что более далекие музыкальные явления, чем опера и рок-музыка трудно найти.

Сравним, в опере играет симфонический оркестр, поёт хор, иногда есть балет, певцы на сцене разыгрывают некое сценическое действо и всё это происходит в оперном театре.

А в рок-музыке — совершенно другой тип вокала (не академический). Электронный (микрофонный) звук, электрогитары, бас-гитара (изобретение рок-музыкантов), электронные клавиши (органы) и большая ударная установка. И вся рок-музыка рассчитана на большие, часто открытые пространства.

Действительно, трудно соединимые жанры и поэтому сложности сохраняются до сих пор.

У композитора А. Журбина много сочинений академического плана (оперы, балеты, симфонии), но в 1974-75 годы 30-летний музыкант активно искал себя и решил попробовать свои силы в совершенном новом жанре.

Так появилась рок-опера «Орфей и Эвридика», поставленная в оперной студии при Ленинградской консерватории. Исполнителями стал ансамбль «Поющие гитары» и солисты — А. Асадуллин и И. Понаровская.

В качестве сюжета использован древнегреческий миф о легендарном певце Орфее и его возлюбленной Эвридике. Надо сразу отметить, что серьёзная сюжетная основа и качественный литературный текст станут характерными признаками будущих советских и российских рок-опер.

А. Рыбников и А. Градский свои произведения в этом жанре посвятили трагическим событиям в Чили 1973 года. Это «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (стихи П. Неруды в переводах П. Грушко) и «Стадион» — о судьбе чилийского певца Виктора Хары.

«Звезда» существует в виде винилового альбома, долго была в репертуаре Ленкома М.Захарова, снят музыкальный фильм. «Стадион» А.Градского тоже записан как альбом на двух CD.

Опять надо вспомнить про «ежа и про ужа» и констатировать факт, что создание репертуарной рок-оперы – дело, оказывается очень трудное и требует кроме всего прочего большого таланта от автора музыки.

Вот почему сегодня на сценах театров идут «старые» советские рок-оперы, включая ещё «Юнону и Авось» А. Рыбникова, которую можно назвать одной из лучших российских (советских) рок-опер.

В чём здесь дело? Рок-оперы сочиняют, с 90х г.г. их появилось почти 20, но опять же, в музыке должен, каким-то образом проявляться талант композитора. А вот этого-то пока и не происходит.

Есть попытки создать рок-оперу на основе литературного жанра фэнтази, но фэнтази культура нацелена на ограниченный круг слушателей, да и по качеству музыки – есть вопросы.

В этом отношении показателен анекдотичный рок-факт: в 1995г. группа «Сектор Газа» сочинила и записала 40-минутную рок-панк-оперу «Кащей Бессмертный». А поскольку все музыкальные номера (кроме одного) – кавер-версии известных рок-композиций, то в сочетании с достойном уровнем записи, характерно-своеобразным вокалом исполнителя сочинение вызывает какой-то интерес. Но если бы не уличная лексика…

Э. Артемьев – композитор с прекрасной академической школой, электронная музыка, а потом и рок-музыка постоянно в сфере его интересов. Более 30 лет он работал над рок-оперой «Преступление и наказание» (по Ф. Достоевскому). В 2007 году опера закончена, но познакомиться с ней можно только в интернете на музыкальных сайтах. До постановки дело так и не дошло.

А. Градский, наконец, закончил масштабную рок-оперу «Мастер и Маргарита» (по М. Булгакову). В опере почти 60 персонажей, сделана аудиозапись. Но дальше просто детективная история: все знают, что опера закончена, известны имена исполнителей (много очень известных музыкальных людей), есть оценки музыки (но очень скупые), а в интернете «днём с огнём» нельзя найти даже фрагмента сочинения.

Меломаны утверждают, что запись «Мастера…» можно приобрести, но лично у маэстро Градского и на условиях, не способствующих популяризации произведения.

Рок-оперу часто путают с мюзиклом, а это не одно и то же. В мюзикле обычно есть диалоги и очень важно танцевальное (хореографическое) начало. В рок-опере – главными становятся вокальное и вокально-ансамблевое начало в сочетании со сценическим действием. Иначе говоря, необходимо, чтобы герои пели и действовали (что-то делали).

В России сегодня есть единственный театр Рок-оперы в Санкт-Петербурге, но своего помещения у него до сих пор нет. В основе репертуара — уже рок-оперная классика: «Орфей», «Юнона», «Иисус», 2 мюзикла А. Петрова и произведения В. Калле, музыкального руководителя театра. Если судить по названиям, то мюзиклы в репертуаре театра преобладают.

Есть интересные музыкальные рекорды, связанные с рок-оперой:

  • «Орфей и Эвридика» вошла в книгу рекордов Гиннеса, как сценическое произведение, сыгранное максимальное количество раз одним коллективом;
  • Б. Вивчаровский (С-Петербург) – единственный заслуженный артист РФ, получивший это звание за работу в рок-опере;
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — единственная рок-опера в России, существующая в трёх формах, принятых в мировой практике: альбом, спектакль, фильм;
  • в честь ленкомовского спектакля «Юнона и Авось» в 2011г. выпущена памятная серебряная монета 1 новозеландский доллар.

Оказывается, что создание и постановка рок-оперы сегодня – архисложное дело и поэтому у российских поклонников этого жанра, выбор не очень велик. Пока же остаётся признать, что российские (советские) 5 образцов рок-оперы есть, а дальше приходится ждать и надеяться.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Любимые блюда композиторов, Музыкальный класс

Любимые блюда композиторов: кулинарные симфонии… Никогда не знаешь, где тебя караулит вдохновение. В осеннем парке, в кабинете или у плиты на кухне.

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков, Музыкальный класс

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом.

Простые аккорды для пианино, Музыкальный класс

Простые аккорды для фортепиано Сегодня поговорим о том, как играть аккорды на фортепиано, и о том, как гитарные аккорды превратить в аккорды для пианино. Впрочем, можно сыграть всё те же аккорды на синтезаторе и вообще на любом другом инструменте.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней.

Ох уж эти тритоны сольфеджио, Музыкальный класс

Ох, уж эти тритоны сольфеджио! Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Про буквенное обозначение тональностей, Музыкальный класс

Про буквенное обозначение тональностей музыкальной практике уже давно сложилась и широко применяется система буквенных обозначений, как отдельных звуков, так и тональностей.

Самые высокооплачиваемые певицы мира, Музыкальный класс

Самые высокооплачиваемые певицы мира Издание Forbes опубликовало список поп-звезд планеты, получивших самый большой годовой доход. В текущем году первое место в рейтинге Forbes среди богатых поп-исполнителей планеты заняла 26-летняя Тейлор Свифт.

Разбор музыкального произведения по специальности, Музыкальный класс

Разбор музыкального произведения по специальности В этой статье мы поговорим о том, как готовиться к уроку специальности в музыкальной школе, и о том, что ожидает от ученика преподаватель, когда задаёт в качестве домашнего задания разбор музыкального произведения.

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке, Музыкальный класс

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад, Музыкальный класс

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта, Музыкальный класс

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы, Музыкальный класс

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru