Не пропусти
Главная » Исскуство для души » О российской рок-опере, Музыкальный класс

О российской рок-опере, Музыкальный класс

О российской рок-опере

Словосочетание звучит, пожалуй, привлекательно. Манит необычностью, необыденностью, непохожестью. Такие вот у него внутренние посылы. Может быть, это от понятий рок-музыка, рок-культура, которые сразу настраивают на «протестную волну».

Но если вдруг придётся погрузиться в глубины и сущность вопроса о рок-опере, то вдруг выясняется, что информации и собственно музыки не так много, а вот неопределённости и туманности наоборот хватает.

О российской рок-опере, Музыкальный класс

Впервые сам термин появился в 60-е годы 20-го века в Европе, и связан с Питом Таундсеном (Англия), лидером рок-группы The Who. На обложке альбома «Томми» были начертаны слова — рок-опера.

Вообще ещё одна британская группа использовала это словосочетание раньше. Но поскольку альбом The Who имел хороший коммерческий успех, то вот Таундсену и отдали авторство.

Потом был «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Уэббера, ещё один рок-оперный альбом The Who, а уже в 1975г. в СССР прозвучала своя рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Журбина.

Правда, жанр своего произведения А.Журбин определил как зонг-оперу (песня-опера), но это исключительно потому, что слово рок в СССР, находилось под запретом. Такие вот были времена. Но факт остается фактом: четвертая по счету рок-опера родилась у нас. А пятёрку мировых рок-опер замкнула знаменитая «Стена» группы Pink Floyd.

Вспомним весёлую загадку: что получится, если скрестить… Вот и с рок-оперой примерно такая же ситуация. Потому что к 60-70 годы музыкальная история жанра оперы насчитывала 370 лет, а рок-музыка, как стиль едва ли существовала более 20.

Но видимо, рок-музыканты были очень смелыми ребятами, и брали в свои руки всё, что хорошо звучало. Вот и дошла очередь до самого консервативного и академического жанра: оперы. Потому что более далекие музыкальные явления, чем опера и рок-музыка трудно найти.

Сравним, в опере играет симфонический оркестр, поёт хор, иногда есть балет, певцы на сцене разыгрывают некое сценическое действо и всё это происходит в оперном театре.

А в рок-музыке — совершенно другой тип вокала (не академический). Электронный (микрофонный) звук, электрогитары, бас-гитара (изобретение рок-музыкантов), электронные клавиши (органы) и большая ударная установка. И вся рок-музыка рассчитана на большие, часто открытые пространства.

Действительно, трудно соединимые жанры и поэтому сложности сохраняются до сих пор.

У композитора А. Журбина много сочинений академического плана (оперы, балеты, симфонии), но в 1974-75 годы 30-летний музыкант активно искал себя и решил попробовать свои силы в совершенном новом жанре.

Так появилась рок-опера «Орфей и Эвридика», поставленная в оперной студии при Ленинградской консерватории. Исполнителями стал ансамбль «Поющие гитары» и солисты — А. Асадуллин и И. Понаровская.

В качестве сюжета использован древнегреческий миф о легендарном певце Орфее и его возлюбленной Эвридике. Надо сразу отметить, что серьёзная сюжетная основа и качественный литературный текст станут характерными признаками будущих советских и российских рок-опер.

А. Рыбников и А. Градский свои произведения в этом жанре посвятили трагическим событиям в Чили 1973 года. Это «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (стихи П. Неруды в переводах П. Грушко) и «Стадион» — о судьбе чилийского певца Виктора Хары.

«Звезда» существует в виде винилового альбома, долго была в репертуаре Ленкома М.Захарова, снят музыкальный фильм. «Стадион» А.Градского тоже записан как альбом на двух CD.

Опять надо вспомнить про «ежа и про ужа» и констатировать факт, что создание репертуарной рок-оперы – дело, оказывается очень трудное и требует кроме всего прочего большого таланта от автора музыки.

Вот почему сегодня на сценах театров идут «старые» советские рок-оперы, включая ещё «Юнону и Авось» А. Рыбникова, которую можно назвать одной из лучших российских (советских) рок-опер.

В чём здесь дело? Рок-оперы сочиняют, с 90х г.г. их появилось почти 20, но опять же, в музыке должен, каким-то образом проявляться талант композитора. А вот этого-то пока и не происходит.

Есть попытки создать рок-оперу на основе литературного жанра фэнтази, но фэнтази культура нацелена на ограниченный круг слушателей, да и по качеству музыки – есть вопросы.

В этом отношении показателен анекдотичный рок-факт: в 1995г. группа «Сектор Газа» сочинила и записала 40-минутную рок-панк-оперу «Кащей Бессмертный». А поскольку все музыкальные номера (кроме одного) – кавер-версии известных рок-композиций, то в сочетании с достойном уровнем записи, характерно-своеобразным вокалом исполнителя сочинение вызывает какой-то интерес. Но если бы не уличная лексика…

Э. Артемьев – композитор с прекрасной академической школой, электронная музыка, а потом и рок-музыка постоянно в сфере его интересов. Более 30 лет он работал над рок-оперой «Преступление и наказание» (по Ф. Достоевскому). В 2007 году опера закончена, но познакомиться с ней можно только в интернете на музыкальных сайтах. До постановки дело так и не дошло.

А. Градский, наконец, закончил масштабную рок-оперу «Мастер и Маргарита» (по М. Булгакову). В опере почти 60 персонажей, сделана аудиозапись. Но дальше просто детективная история: все знают, что опера закончена, известны имена исполнителей (много очень известных музыкальных людей), есть оценки музыки (но очень скупые), а в интернете «днём с огнём» нельзя найти даже фрагмента сочинения.

Меломаны утверждают, что запись «Мастера…» можно приобрести, но лично у маэстро Градского и на условиях, не способствующих популяризации произведения.

Рок-оперу часто путают с мюзиклом, а это не одно и то же. В мюзикле обычно есть диалоги и очень важно танцевальное (хореографическое) начало. В рок-опере – главными становятся вокальное и вокально-ансамблевое начало в сочетании со сценическим действием. Иначе говоря, необходимо, чтобы герои пели и действовали (что-то делали).

В России сегодня есть единственный театр Рок-оперы в Санкт-Петербурге, но своего помещения у него до сих пор нет. В основе репертуара — уже рок-оперная классика: «Орфей», «Юнона», «Иисус», 2 мюзикла А. Петрова и произведения В. Калле, музыкального руководителя театра. Если судить по названиям, то мюзиклы в репертуаре театра преобладают.

Есть интересные музыкальные рекорды, связанные с рок-оперой:

  • «Орфей и Эвридика» вошла в книгу рекордов Гиннеса, как сценическое произведение, сыгранное максимальное количество раз одним коллективом;
  • Б. Вивчаровский (С-Петербург) – единственный заслуженный артист РФ, получивший это звание за работу в рок-опере;
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — единственная рок-опера в России, существующая в трёх формах, принятых в мировой практике: альбом, спектакль, фильм;
  • в честь ленкомовского спектакля «Юнона и Авось» в 2011г. выпущена памятная серебряная монета 1 новозеландский доллар.

Оказывается, что создание и постановка рок-оперы сегодня – архисложное дело и поэтому у российских поклонников этого жанра, выбор не очень велик. Пока же остаётся признать, что российские (советские) 5 образцов рок-оперы есть, а дальше приходится ждать и надеяться.

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ:

Нотная грамота для начинающих музыкантов, Музыкальный класс
Нотная грамота ...
Мужские и женские певческие голоса, Музыкальный класс
Мужские и женск...
Как написать песню под гитару, Музыкальный класс
Как написать пе...
Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры, Му...
Ирландская наро...
Виды барабанных палочек, Музыкальный класс
Виды барабанных...
Самостоятельное обучение игре на гармошке, Музыкальный класс
Самостоятельное...
Сберегите свой талант: как певцу сохранить голос, Музыкальный класс
Сберегите свой ...
Ритмика для детей не урок, а одно удовольствие, Музыкальный класс
Ритмика для дет...
Как стать диджеем, Музыкальный класс
Как стать ди-дж...
Одноактная опера - что это, Музыкальный класс
Одноактная опер...
Опера Моцарта «Дон Жуан» - сюжет, общий обзор, Музыкальный класс
Опера &laqu...
Мутация голоса у девочек, Музыкальный класс
Мутация голоса ...
Индийский фольклор – неповторимая музыка души, Музыкальный класс
Индийский фольк...
Про «Ой, мороз, мороз…» и другие морозные песни: откуда они взялись, Муз...
Про «...
Полная история песни «Валенки», Музыкальный класс
Полная история ...
Русские народные инструменты: символичность, классификация, история в именах, Музыкальный класс
Русские народны...
Музыка для занятий спортом: когда нужна, а когда мешает, Музыкальный класс
Музыка для заня...
Что такое сольфеджио, Музыкальный класс
Что такое сольф...
Кроссворд на тему музыкальные инструменты, Музыкальный класс
Кроссворд на те...
Учим ноты на гитаре, Музыкальный класс
Учим ноты на ги...
Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков, Музыкальный...
Старинный детск...
Зарубежная музыка начала 20 века, Музыкальный класс
Зарубежная музы...
Самые высокооплачиваемые певицы мира, Музыкальный класс
Самые высокоопл...
Что такое знаменный распев: значение, история, виды, Музыкальный класс
Что такое знаме...

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Любимые блюда композиторов, Музыкальный класс

Любимые блюда композиторов: кулинарные симфонии… Никогда не знаешь, где тебя караулит вдохновение. В осеннем парке, в кабинете или у плиты на кухне.

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков, Музыкальный класс

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом.

Простые аккорды для пианино, Музыкальный класс

Простые аккорды для фортепиано Сегодня поговорим о том, как играть аккорды на фортепиано, и о том, как гитарные аккорды превратить в аккорды для пианино. Впрочем, можно сыграть всё те же аккорды на синтезаторе и вообще на любом другом инструменте.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней.

Ох уж эти тритоны сольфеджио, Музыкальный класс

Ох, уж эти тритоны сольфеджио! Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Про буквенное обозначение тональностей, Музыкальный класс

Про буквенное обозначение тональностей музыкальной практике уже давно сложилась и широко применяется система буквенных обозначений, как отдельных звуков, так и тональностей.

Самые высокооплачиваемые певицы мира, Музыкальный класс

Самые высокооплачиваемые певицы мира Издание Forbes опубликовало список поп-звезд планеты, получивших самый большой годовой доход. В текущем году первое место в рейтинге Forbes среди богатых поп-исполнителей планеты заняла 26-летняя Тейлор Свифт.

Разбор музыкального произведения по специальности, Музыкальный класс

Разбор музыкального произведения по специальности В этой статье мы поговорим о том, как готовиться к уроку специальности в музыкальной школе, и о том, что ожидает от ученика преподаватель, когда задаёт в качестве домашнего задания разбор музыкального произведения.

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке, Музыкальный класс

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад, Музыкальный класс

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта, Музыкальный класс

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы, Музыкальный класс

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru