Не пропусти
Главная » Исскуство для души » Что почитать начинающему музыканту о музыке, Музыкальный класс
Что почитать начинающему музыканту? По каким учебникам занимаются в музыкальной школе? Как сходить на оперу и получить от этого одно лишь удовольствие, а не разочарование? Как не засыпать во время симфонических концертов, а после сожалеть лишь о том, что всё это быстро закончилось? Как вообще понимать музыку, которая, на первый взгляд, кажется совсем старомодной? Оказывается, всему этому может научиться любой человек.

Что почитать начинающему музыканту о музыке, Музыкальный класс

Что почитать начинающему музыканту? По каким учебникам занимаются в музыкальной школе?

Как сходить на оперу и получить от этого одно лишь удовольствие, а не разочарование? Как не засыпать во время симфонических концертов, а после сожалеть лишь о том, что всё это быстро закончилось? Как вообще понимать музыку, которая, на первый взгляд, кажется совсем старомодной?

Оказывается, всему этому может научиться любой человек. Детей учат этому в музыкальной школе (и очень, надо сказать, успешно), ну а любой взрослый всеми тайнами может овладеть и сам. На помощь придёт учебник музыкальной литературы. И совсем не нужно пугаться слова «учебник». Что учебник для ребёнка, то для взрослого – «книжка сказок с картинками», которая интригует и завораживает своей «интересностью».

Пожалуй, один из самых интересных предметов, который проходится учениками музыкальной школы – музыкальная литература. По своему содержанию этот курс чем-то напоминает курс литературы, который изучается в обычной общеобразовательной школе: только вместо писателей – композиторы, вместо стихотворений и прозы – лучшие музыкальные произведения классики и современности.

Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы, развивают эрудицию и необычайно расширяют кругозор юных музыкантов в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи. Эти же знания оказывают также непосредственное влияние на практические занятия музыкой (игру на инструменте).

Исходя из исключительной полезности, курс музыкальной литературы можно порекомендовать пройти и взрослым или начинающим музыкантам-самоучкам. Ни один другой музыкальный курс не даёт такой полноты и фундаментальности знаний о музыке, её истории, стилях, эпохах и композиторах, жанрах и формах, о музыкальных инструментах и певческих голосах, способах исполнения и сочинения, выразительных средствах и возможностях музыки и т.д.

Что именно проходят в курсе музыкальной литературы?

Музыкальная литература является обязательным для изучения предметом на всех отделениях музыкальной школы. Этот предмет проходят в течение четырёх лет, за время которых юные музыканты знакомятся с десятками самых разных художественно-музыкальных произведений.

Первый год, как правило, посвящается рассказам об основных музыкальных выразительных средствах, жанрах и формах, музыкальных инструментах, различных видах оркестров и ансамблей, о том, как правильно музыку слушать и понимать.

Второй год обычно нацелен на то, чтобы освоить пласт зарубежной музыкальной культуры. Рассказ о ней начинается с самой древности, с момента зарождения, через Средние века к крупным композиторским личностям. Шесть композиторов выделяются в отдельные крупные темы и изучаются по несколько уроков. Это немецкий композитор эпохи барокко И.С. Бах, три «венских классика» – Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен, романтики Ф. Шуберт и Ф. Шопен. Композиторов-романтиков довольно много, познакомиться с творчеством каждого из них на школьных уроках не хватит времени, но общее представление о музыке романтизма, конечно же, даётся.

Вольфганг Амадей Моцарт

Если судить по произведениям, то учебник музыкальной литературы зарубежных стран знакомит нас с внушительным списком разнообразных сочинений. Это и опера Моцарта «Свадьба Фигаро» на сюжет французского драматурга Бомарше, и целых 4 симфонии – 103-я Гайдна (так называемая «С тремоло литавр»), 40-я знаменитая соль минорная симфония Моцарта, симфония №5 Бетховена с её «темой судьбы» и «Неоконченная симфония» Шуберта, из крупных симфонических произведений проходится и увертюра Бетховена «Эгмонт».

Кроме того изучаются фортепианные сонаты – 8-я «Патетическая» соната Бетховена,11-я соната Моцарта с её знаменитым «Турецким рондо» в финале и лучезарная ре мажорная соната Гайдна. Из других фортепианных сочинений книга знакомит с этюдами, ноктюрнами, полонезами и мазурками великого польского композитора Шопена. Изучаются и вокальные произведения – песни Шуберта, его гениальная песня-молитва «Ave Maria», баллада «Лесной царь» на текст Гёте, всеми любимая «Вечерняя серенада», ряд других песен, а также вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Третий год «Русская музыкальная литература XIX века»

Третий год обучения целиком посвящён русской музыке с её древнейших времён и почти до конца XIX века. Каких только вопросов не затрагивают начальные главы, рассказывающие о народной музыке, о церковном певческом искусстве, о зарождении светского искусства, о крупных композиторах классической эпохи – Бортнянском и Березовском, о романсном творчестве Варламова, Гурилёва, Алябьева и Верстовского.

В качестве центральных снова выдвигаются фигуры шести крупных композиторов: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Каждый из них предстаёт не только как гениальный художник, но и как уникальная личность. Так, например, Глинку называют родоначальником русской классической музыки, Даргомыжского – учителем музыкальной правды. Бородин, будучи учёным-химиком, сочинял музыку только «по выходным», а Мусоргский с Чайковским, напротив, ради музыки в своё время оставили службу, Римский-Корсаков в юности отправлялся в кругосветное плавание.

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»

Музыкальный материал, который осваивается на этом этапе, обширный и серьёзный. За год проходится целая серия больших русских опер: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, «Снегурочка», «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского. Знакомясь с этими операми, учащиеся невольно соприкасаются с произведениями литературы, которые положены в их основу. Причём, если говорить именно о музыкальной школе, то эти классические сочинения литературы узнаются раньше, чем они проходятся в школе общеобразовательной – это ли не польза?

Кроме опер в этот же период изучается множество романсов (Глинки, Даргомыжского, Чайковского), среди которых снова находятся те, которые написаны на стихи великих русских поэтов. Ещё проходятся симфонии – «Богатырская» Бородина, «Зимние грёзы» и «Патетическая» Чайковского, а также гениальная симфоническая сюита Римского-Корсакова – «Шехеразада» по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи». Из сочинений фортепианных можно назвать крупные циклы: «Картинки с выставки» Мусоргского и «Времена года» Чайковского.

Четвёртая книга по музыкальной литературе соответствует четвёртому году обучения предмета. На этот раз интересы учащихся сосредоточиваются в направлении отечественной музыки XX и XXI века. В отличие от предыдущих выпусков учебников по музыкальной литературе, этот последний обновляется с завидной регулярностью – материал для изучения полностью перекраивается, наполняется информацией о самых последних достижениях академической музыки.

С.С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»

В четвёртом выпуске рассказывается о достижениях таких композиторов, как С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, а также целой плеяды композиторов самого недавнего времени или современности – В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина, Э.В. Тищенко и др.

Необычайно расширяется круг разбираемых произведений. Все их перечислять не обязательно, достаточно назвать лишь такие шедевры, как любимейший во всём мире Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, прославленные балеты Стравинского («Петрушка», «Жар-птица») и Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка»), «Ленинградская» симфония Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова и много других гениальных сочинений.

На сегодняшний день вариантов учебников по музыкальной литературе для школы не много, но всё же «разнообразие». Одни из самых первых учебников, по которым учились массово – книги из серии учебников по музыкальной литературе автора И.А. Прохоровой. Более современные популярные авторы – В.Е. Брянцева, О.И. Аверьянова.

Автор учебников музыкальной литературы, по которым почти вся страна занимается сейчас – Мария Шорникова. Ей принадлежат учебники для всех четырёх ступеней школьного обучения предмету. Приятно, что в последнем издании учебники снабжены также и диском с записью проходимых произведений в лучшем исполнении – так решается вопрос о поиске нужного музыкального материала для уроков, домашних работ или для самостоятельного изучения. За последнее время появилось множество других отличных книг по музыкальной литературе. Повторюсь, что такие учебники с большой для себя пользой могут читать и взрослые.

Учебники эти быстро разлетаются в магазинах, их не так-то просто достать. Все дело в том, что они издаются очень маленькими тиражами, и мгновенно превращаются в библиографическую редкость. Чтобы вам не тратить своё время на поиски, я предлагаю заказать всю серию этих учебников прямо с этой странички по ценам издателя: просто нажмите на кнопку «Купить» и оформите заказ в появившемся окне Интернет-магазина. Далее выберите способ оплаты и доставки. И вместо часовых обходов книжных магазинов в поисках этих книг, вы получите их всего за пару минут.

Напоминаю, сегодня как-то случайно мы завели разговор о той литературе, которая будет полезна любому начинающему музыканту или просто интересующемуся классической музыкой человека. Да, пусть это учебники, но попробуйте их открыть, а потом оторваться от чтения?

Учебники по музыкальной литературе – какие-то неправильные учебники, слишком интересные для того, чтобы называться просто учебниками. По ним будущие сумасшедшие музыканты занимаются в своих сумасшедших музыкальных школах, а по ночам, когда юные музыканты спят, эти учебники с упоением читают их родители, потому что интересно! Вот!

Можно ли купить эти книги в Интернете с помощью карты Visa?

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ:

Как подбирать аккомпанемент, Музыкальный класс
Как подбирать а...
Как быстро находить родственные тональности второй и третьей степени родства, Музыкальный класс
Как быстро нахо...
Как написать песню под гитару, Музыкальный класс
Как написать пе...
Как подобрать аккорды к песне, Музыкальный класс
Как подобрать а...
Игра в ансамбле: тонкости и нюансы, Музыкальный класс
Игра в ансамбле...
Как правильно определить тип голоса, Музыкальный класс
Определяем тип ...
Как сделать кораблик и лодочку из бумаги: детские поделки, Музыкальный класс
Как сделать кор...
Интересные музыкальные приложения для Android, Музыкальный класс
Интересные музы...
Владимир Дашкевич - Ну, конечно – это Бумбараш, Музыкальный класс
Владимир Дашкев...
Песни политзаключенных: как это было…, Музыкальный класс
Песни политзакл...
Музыкальная психология: воздействие музыки на человека, Музыкальный класс
Музыкальная пси...
Психологический портрет современного композитора, Музыкальный класс
Психологический...
Известные хоры из опер Верди, Музыкальный класс
Известные хоры ...
Как правильно подобрать репертуар подростку, Музыкальный класс
Как подобрать р...
Акустическая гитара по оптимальной цене, Музыкальный класс
Акустическая ги...
Какие стили есть в современной музыке, Музыкальный класс
Какие стили ест...
Известные оперные певцы и певицы, Музыкальный класс
Известные оперн...
Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её скрытый смысл, Музыкальный класс
Во поле берёза ...
Индийский фольклор – неповторимая музыка души, Музыкальный класс
Индийский фольк...
Виды музыкальных игр, Музыкальный класс
Виды музыкальны...
Животные и музыка: влияние музыки на животных, животные с музыкальным слухом, Музыкальный класс
Животные и музы...
Как научиться писать диктанты по сольфеджио, Музыкальный класс
Как научиться п...
Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы...
Музыкальная кул...
Простые аккорды для пианино, Музыкальный класс
Простые аккорды...

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Любимые блюда композиторов, Музыкальный класс

Любимые блюда композиторов: кулинарные симфонии… Никогда не знаешь, где тебя караулит вдохновение. В осеннем парке, в кабинете или у плиты на кухне.

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков, Музыкальный класс

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом.

Простые аккорды для пианино, Музыкальный класс

Простые аккорды для фортепиано Сегодня поговорим о том, как играть аккорды на фортепиано, и о том, как гитарные аккорды превратить в аккорды для пианино. Впрочем, можно сыграть всё те же аккорды на синтезаторе и вообще на любом другом инструменте.

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней.

Ох уж эти тритоны сольфеджио, Музыкальный класс

Ох, уж эти тритоны сольфеджио! Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Про буквенное обозначение тональностей, Музыкальный класс

Про буквенное обозначение тональностей музыкальной практике уже давно сложилась и широко применяется система буквенных обозначений, как отдельных звуков, так и тональностей.

Самые высокооплачиваемые певицы мира, Музыкальный класс

Самые высокооплачиваемые певицы мира Издание Forbes опубликовало список поп-звезд планеты, получивших самый большой годовой доход. В текущем году первое место в рейтинге Forbes среди богатых поп-исполнителей планеты заняла 26-летняя Тейлор Свифт.

Разбор музыкального произведения по специальности, Музыкальный класс

Разбор музыкального произведения по специальности В этой статье мы поговорим о том, как готовиться к уроку специальности в музыкальной школе, и о том, что ожидает от ученика преподаватель, когда задаёт в качестве домашнего задания разбор музыкального произведения.

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях), Музыкальный класс

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке, Музыкальный класс

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе, Музыкальный класс

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад, Музыкальный класс

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей, Музыкальный класс

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России, Музыкальный класс

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта, Музыкальный класс

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы, Музыкальный класс

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru