Не пропусти
Главная » Бизнес и финансы » Модель Альтмана — прогнозирование банкротства

Модель Альтмана — прогнозирование банкротства

Модель Альтмана — прогнозирование банкротства. Пример расчета

В период нестабильной экономической ситуации, обусловленной несовершенством банковской системы, а также кризиса проблема конкуренции и весомости фирмы на рынке товаров и услуг становится как никогда актуальной. Не секрет, что слабые предприятия имеют больше предпосылок к неблагоприятному исходу развития событий — от неплатежеспособности до банкротства. Однако в современных условиях даже стабильные организации могут оказаться перед риском неудачи. Благодаря методикам, разработанным учеными в сфере экономических наук, банкротство юридических лиц можно спрогнозировать. Правда, сделать это не так просто, и зачастую результат не является абсолютно точным.

Предпосылки для необходимости выявления банкротства

Деятельность экономистов, направленная на анализирование платежеспособности предприятий, получила свое востребование на момент окончания Второй мировой войны в США.

Модель Альтмана - прогнозирование банкротства

Обусловлено это было снижением заказа на поставку военного оборудования и неравномерным развитием компаний.

Таким образом, модели банкротства неминуемо должны были стать одной из главных составляющих на пути к здоровому развитию экономики.

Первые попытки нашли свое отражение в качественном методе исследования, проводимом путем экспериментального воздействия на деятельность компании. Впоследствии, не получив должного эффекта, подход к проблеме изменили.

Так начинают разрабатываться методики, оценивающие банкротство юридических лиц.

Главенствующую роль занимает анализ платежеспособности предприятия. Однако он невозможен без использования обобщенных сведений, на основе лишь бухгалтерской отчетности. Так находят свое применение различные факторные модели анализа банкротства. Основной среди них является модель Альтмана.

Модель Альтмана - прогнозирование банкротства
При этом не следует заблуждаться суждением о том, что труды Альтмана ограничились одной схемой. Он создал несколько подходов к анализу платежеспособности компании, объединив их статистической направленностью и предложив несколько вариантов методик расчетов.

Так, среди них можно отметить расчет индекса кредитоспособности – Z-score, а также двух-, пяти- и семифакторные модели.

Именно он лег в основу всех моделей и представился наиболее актуальным для проведения необходимых расчетов. Впервые он был предложен в 1968 г. как способ расчета возможных рисков банкротства и использовался в Z-score-модели.

Модель Альтмана - прогнозирование банкротства

Ее главным принципом стало выражение экономических показателей компании, которое полностью отражает деятельность предприятия и демонстрирует степени риска банкротства.

Эдвард Альтман, прежде чем создать Z-score-модель, изучил финансовую деятельность порядка 70 предприятий. Часть из них на момент эксперимента продолжала свою деятельность, а часть уже обанкротилась. Рассмотрев более 20 аналитических коэффициентов и отобрав из них наиболее значимые, Альтман построил мультифакторную зависимость. Характерно, что показатели, используемые для составления модели, говорят об эффективности работы предприятия за отчетный период. Таким образом, можно с легкостью проследить вероятность банкротства.

Однако, несмотря на свою простоту и логичность, данная модель Альтмана имеет ряд недостатков. К примеру, предоставление данных компании может быть затруднено. Не каждая фирма на заре своего распада готова открыто рассказать об этом. Но даже если сведения предоставлены вовремя, нет гарантий того, что они будут достоверны. Ко всему прочему иногда совокупность одних и тех же факторов может быть рассмотрена как с позитивной точки зрения, так и с негативной, поэтому об однозначности оценки говорить крайне сложно.

Данная модель является одной из вариаций формулы Z-score. В ее состав входит 5 коэффициентов, на основании которых можно прийти к выводу о рентабельности компании. Основным отличием этой модели является ее актуальность для предприятий, имеющих акционерную форму и, как следствие, выпускающих собственные акции в рыночный оборот.Модель Альтмана - прогнозирование банкротства

В общем виде она представлена следующими переменными, где х1 обозначает оборотный капитал, х2 — нераспределенную прибыль, х3 — операционную прибыль, х4 — стоимость акций на рынке, а х5 — выручку.

В собранном виде перед нами предстает данная формула:

Z = 1,2*X1 + 1,4*X2 + 3,3*X3 + 0,6*X4 + X5

Благодаря ей пятифакторная модель Альтмана позволяет наиболее точно спрогнозировать вероятное банкротство. К примеру, при падении модуля Z до уровня менее 1,8 можно с вероятностью до 100 % говорить о нерентабельности компании. И наоборот, если уровень выше 2,99, значит, риск невозможности погашения долгов минимален.

Однако данная модель подверглась критике со стороны других ученых. Рассмотрев внимательно представленную форму, можно заметить, что значение х1 всегда будет подразумевать кризис управления, а х4 говорить о возможном наступлении финансового кризиса. Остальные же переменные характеризуют собой кризис экономический. Модель Альтмана - прогнозирование банкротства

Именно поэтому формула Альтмана составлена некорректно, а сама модель содержит в себе ряд неточностей. Но, несмотря на это, она по-прежнему применяется и является весьма популярной.

Вслед за пятифакторной, была разработана семифакторная модель Альтмана. Она довольно редко применяется на практике, хотя и является наиболее точной. Срок, который можно спрогнозировать, достигает пяти лет.

Причиной ее невостребованности является слишком большой объем аналитических данных, который невозможно получить простому заинтересованному лицу. К тому же предложенные для анализа коэффициенты, как и в случае с пятифакторной моделью, характеризуют несколько видов кризиса одновременно.

Модель Альтмана - прогнозирование банкротства

Используя любую модель Альтмана, следует помнить о прочих исходных условиях. К примеру, используемая практика на предприятиях во времена уже развитой экономики, может оказаться неприменимой и даже нелогичной в условиях российской экономической системы. Несмотря на кажущуюся универсальность подхода, важно помнить и об обратной стороне медали. Точность прогноза обуславливается однородностью данных, конкретикой предприятия и ее индивидуальностью. Именно этих составляющих не хватает для стопроцентно достоверных сведений о платежеспособности компании.

Зачастую ожидаемые показатели далеки от реальности, а компания, рассчитывающая на дальнейший рост и процветание, терпит убыток за убытком. Таким образом, эффективность оценки банкротства не зависит напрямую от выведенных формул и разработанных моделей, а основывается на целом ряде показателей. Для успешного прогнозирования рисков неплатежеспособности и последующего банкротства необходимо помнить об этом, не рассчитывая полностью на результаты, полученные в ходе применения того или иного метода.

О admin

x

Check Also

Налоговые агенты: определение, их права и обязанности

Налоговые агенты: определение, их права и обязанности В качестве налогоплательщиков законодательство признает граждан и организации, на которых возложена обязанность осуществлять регулярные безвозмездные и безвозвратные отчисления ...

Как правильно выбирать интернет-магазины?

Волна роста объёмов электронной торговли захлестнула весь мир. Всё большее количество потребителей понимает преимущество прямых продаж по сравнению с «классическим» способом приобретения товаров, и главным ...

Судебный исполнитель: должность

Судебный исполнитель: должность. Права и обязанности Судебный исполнитель – словосочетание, которое уже давно стало в России ругательным. Люди привыкли думать, что это те, кто внаглую ...

Как сосредоточиться на работе: 15 способов

Каждому знакома ситуация, когда вы заняты работой, но вдруг вам в голову приходит какая-то посторонняя мысль. Вы начинаете уделять ей внимание. На это может уйти ...

Налоговый учет в организации: основы и принципы

Каждое предприятие обязано вести бухгалтерский и налоговый учет. Такое требование обуславливается введенной с 1 января 2002 г. главой 25 НК. Рассмотрим далее, как осуществляется налоговый ...

Несколько советов по выбору франшизы

Нахождение «под крышей» известной и раскрученной торговой марки, особенно в условиях кризисного периода, безусловно, даёт многие рыночные преференции. Именно ими обусловлена набирающая популярность практика франчайзинга ...

Где растут трюфели в России? Секрет раскрыт

Что такое трюфель, скажет не каждый. Обычное сравнение — горько-сладкая конфетка в виде конуса. Однако трюфель — это не только сладость. Это гриб, о котором ...

Как завоевать уважение и доверие начальника? Простые способы сделать карьеру

Как завоевать уважение и доверие начальника? Простые способы сделать карьеру Безусловно, каждое место работы имеет свои особенности, а каждый начальник выдвигает к сотруднику набор собственных ...

Богатые люди двух типов: бережливые и жадные

У тех, кто верит в правдоподобность кинообразов, давно сложились представления о том, как выглядят и ведут себя богатые люди, миллиардеры или, по крайней мере, мультимиллионеры. ...

Какие ошибки мешают вам эффективно экономить деньги?

Какие ошибки мешают вам эффективно экономить деньги? Если вы считаете, что невозможно сэкономить, получая небольшую зарплату, то вы точно ошибаетесь. Из-за собственной невнимательности мы совершаем ...

Что такое диспансеризация и что в нее входит? Организация проведения диспансеризации взрослых и детей

Что такое диспансеризация и что в нее входит? Организация проведения диспансеризации взрослых и детей Распространенное в народе изречение о том, что предупредить заболевание легче и ...

Кукла Barbie — главный продукт фирмы Mattel

Куклу Барби по праву считают столь же рафинированно американским массовым продуктом, как, например, джинсы или кока-колу. Эта игрушка давно служит инструментом продвижения некоего «образа жизни», ...

Возражение на иск

Возражение на иск – что это? Нередко люди, впервые оказывающиеся на судебном заседании в качестве ответчиков, слышат от судьи, что надо представить письменно оформленное возражение ...

Как и почему менялись логотипы всемирно известных фирм

Как и почему менялись логотипы всемирно известных фирм Логотип является настолько важной частью бренда, что эти два понятия часто путают. Со временем товарный знак становится ...

Малоизвестные факты и тайные принципы IKEA

В этой статье рассказ пойдёт не об истории всемирно известного шведского ритейла и разных интересных фактах, связанных с историей этой фирмы. Доступных материалов на эту ...

Бренд Cabasse – от скрипок до акустики Hi-End

О французской фирме Cabasse, производящей акустические приборы, знает не так уже много людей. Это не «Сони», «Самсунг» или ещё какая-нибудь популярная марка, тратящая на рекламу ...

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru